Почитайте этот текст, который написала Катя, основательница «Ща» после посещения одной из деревень:
«Мы приезжаем в одну из самых красивых деревень Пинежья — Кимжу, и сразу идём в паужну. Паужна — приём пищи между обедом и ужином, но здесь так называют избу, в которой принимают таких как мы гостей. Внутри стоит печь, лавки и столы, на столах — щи, винегрет, жарёха с треской и морс. Окна смотрят на храм, которому 315 лет.
После обеда мы идём в дом ремёсел, там нас водят из комнаты в комнату, открывая доступ к сокровищам. Мне запоминается лошадиная дуга с как будто акварельными рисунками и медный гребень бородочёс, какой подошёл бы моему мужу. Узнаю про мезенских коновалов — лекарей для животных, которые лечили коней снадобьями и заговорами. Трогаю древний утюг рубель, примеряю повойник — бархатный головной убор замужних и покупаю ковёр и три подстилки, созданные полотняным плетением здесь же, в мастерской местными женщинами.
До войны в Кимже жило больше 600 человек, сейчас — 68. Мы знакомимся с четырьмя женщинами, заведующими музеями и ключами от храма. Каждая рассказывает свою историю: Евдокия Гавриловна, например, про обетные кресты — возводились моряками на севере в знак благодарности богу за спасение в море. В храме пахнет лиственницей, а с крыши — лучший вид на деревню. Я спрашиваю:
— А батюшка у вас есть?
— Какой там, нет никого.
— А звонарь? На крыше же колокола стоят.
— Мы сами звоним и службы проводим мирские своими силами.
Мы забираемся на самую северную мельницу и смотрим на дома и дворы ещё разок: почти нигде не видно машин и кажется, что ты попал во время, когда транспорта ещё не придумали. Вокруг — река, лес и северные серые деревянные дома да лодки.
Знакомство с Кимжой оставляет во мне большой след. Я думаю: эти люди дали прикоснуться к их быту и жизни, но поняла ли я их, знаю ли я, что такое жить в деревне в 300 км от Архангельска, без дорог, магазина, прости господи, спешелти кофеен и аптеки? Радуюсь, что успела это увидеть, и если повезёт, то покажу эти места и гостям Ща».